Какие обычаи сохранились в Украине?

  • admin
  • 1 комментарий
  • Фото: Какие обычаи сохранились в Украине?

Всё про Украину.

Оцените эту запись:
1 комментарий к статье «Какие обычаи сохранились в Украине?»
  1. Expert:

    Современный человек не умеет просто жить за давним народным обычаем. Именно жить, а не лицедействовать…

    Творец создал человека гармоническим существом, дав ему Дух, Душу и Тело. Но чему именно душевность сегодня не ценится, считается каким-то рудиментом?
    Так, все дети рождаются добрыми, за исключением разве что больных, неполноценных умом. Творец дает каждому новорожденному ребенку душу. А с ней посылает оберег — те законы морали, этики, любви и много других светлых проявлений духовности, которые в народе вкладываются в понятие обычая. Итак, когда по народу топтались- искоренялись обычаи (а на протяжении веков и даже тысячелетий истории всякое случалось); более жестокие племена или народы совершали экспансию, оккупацию, засилье, физическое и духовное уничтожение. Обычаи, как берега реки, которые всегда удерживают в нужном направлении ее течение. Несложно вообразить, что было бы с рекой, если бы ее не удерживали эти берега — вода бы растеклась, это было бы стихийное бедствие.

    Что мы потеряли, забыв обычай? Прежде всего, у нас не стало ощущения священности обычая, который подпирает нашу мораль, нашу этику, нашу эстетику, наше ежедневное бытие. Мы лишены той силы, которая соединяет человека и природу, человека и высокое небо. Когда это происходит в масштабах целого народа, наступает его вымирание.

    В течение многих веков украинцы называли своих родителей на «вы». Теперь — массовое тыканье. Что за этим стоит? Несомненно, что, потеряв эту форму величественного, даже священного обращения к родителям на «вы», украинцы потеряли чистоту любви к старшим и много того, что называем тайной украинской души… Привычка тыкать на все продуцирует грубость, вульгарность, озверение общества, а еще — мельчание вплоть до мелочности, и низости. Впрочем, «тыканье» это не только неуважение к определенному кругу людей. Следствия этого явления куда более широкие…
    Возьмем отношение общества к крестьянам. Здавен крестьяне были отождествлены, как те, что были привязаны к земле и вырабатывали материальные блага. Это — огромная несправедливость, ведь общество особенно хорошо должно относиться к тем, кто лелеет землю, беспокоится о хлебе насущном… Унижать крестьян — было в многовековой традиции завоевательных народов. В пору крепостнической России крестьянина лишали возможности быть хозяином самому себе. То же самое продолжалось в советских времена, когда крестьян было загнано в колхозы, совхозы. Чем они там занимались? Одним: тяжелой работой. В результате что пожинали? А то, что среди сельских детей было меньше просвещенных, меньше тех, кто работал в области культуры, создания государства.

    А сколько могли бы сделать крестьянские дети в любых сферах жизни, так как от природы они наделены особой любовью к земле, к воде, к солнцу. Если говорить конкретно о украинском народе, то он связывал себя с действиями высоких сфер.
    В рамках крестьянской обрядовости происходило оказание почестей временам года. Четыре поры года, четыре фазы солнца в течение его годового движения по небу — все это дарило радость крестьянской душе, формировало поэтов, художников, творцов. Если бы мы мимолётно бросили взгляд на культуру украинского народа, то с удивлением указали бы, что, преимущественно, само село давало и дает тот драгоценный духовный материал во всех сферах человеческой деятельности. Даже в той же науке наибольших успехов достигали именно крестьянские дети. У крестьянских детей от природы лучшее здоровье?» Безусловно… Они же непосредственно связаны с природой и проявлениями космических энергий…

    «Можно испытать большое удивление самоорганизации села, которую вызывала украинская идентичная целостность. Организованным было не только его хозяйство. Село было духовно сорганизовано, оно регламентировалось обычаями. В праздник село входило чистым во всех пониманиях, так что целиком можно было сказать о крестьянах: тогда сознание их достигало величия небес. Наши предки знали, кто есть главный в вечном действе жизни, т.е. Творец.
    Наибольшим праздником крестьянской души всегда было Рождество. Об этом свидетельствуют фольклорные записи. Если погрузиться в глубины народной фольклорной памяти, в то, что было собрано еще в середине тридцатых лет девятнадцатого столетия Иваном Вагилевичем, Яковом Головацким, Доленго-Ходакивским, и заканчивая изданными еще до империалистической войны Владимиром Гнатюком двумя томами «Колядок и щедривок», читая которые с удивлением открываешь для себя то, что народная память знала толк в тех процессах, которые происходят каждый год в космосе.

    Именно в колядках дохристианских пор есть давние знания, оставленные нашими предками. Хотя, их называют необразованными или малописьменными, они знались на законах космического действия, т.е. на тех процессах, которые предопределяли небесное движение. Вот, например, Рождество Солнца праздновали с дохристианских пор. Этот день наступал, когда Солнце добегало своего годового цикла. Зимнее солнцестояние длилось с 19 по 23 декабря, когда солнце 5 дней не двигалось. Потом на одну минуту начал прибывать день. Так вот, это и есть праздник рождения нового солнца.

    К сожалению, сегодня праздник Рождества ничем не отличается от Нового года, от других праздников, юбилеев, годовщин. То ли в коллективах, то ли дома… Большинство наших современников в этом празднике усматривают многообразие напитков, кушанья, разного веселья. Более терпимые и воспитанные стараются смотреть телевизор… Это невероятная ограниченность, ведь украинский народ за длинные отрезки истории приобрел много обрядов, из них это — рождение, бракосочетание, похороны. В связи с этим возникло много обычаев, которые фактически наполняли народ в течение всей истории удивительной духовной идентичностью.

    Особенно подробно нужно рассказать об обряде рождения человека в этот мир. Вряд ли» сегодня кто-то знает о событии, которое давало толчок развитию человека… С давних времён по всей Украине над новорожденным ребенком были заведены ритуалы тройного действия: грудного ребенка купали в переваренной воде, пока ему не миновало трех месяцев; новорожденного трижды обносили вокруг престола в алтаре; трижды баба- повитуха проводила рукой по головке, приказывая: «Чтобы кудрявое было»; с трех полотнищ сшивали ребеночку «писаную» плахту, которой загораживали от сглаза (плохого глазу); трижды прислоняли детскую головку к хлебу, «лишь бы такое честное и хорошее было, как хлеб»; трижды прикладывали к печи, «чтобы здоровое было, как огонь». В семье, где умирали дети,» чтобы остановить мор, грудного ребенка трижды передавали матери через окно, трижды после купели она должна «поплевать» на дитя, «чтобы здоровое и спокойное было».

    «Может, в каких-то отдельных селах это и до сих пор совершается. Дай, Бог….
    Чтобы наши дети становились со временем полноценными людьми, нужно, чтобы от самого рождения они жили в обычаях. Странная вещь генетическая память. Дети, как никто очень живо реагируют на наши древние обычаи. А в 18 или в 20 лет формировать душу все одно, что зимой поле засевать… Воспитывать в обычаях надлежит сразу после рождения.

    Всегда украинская нация, если глянуть в прошлое, давала миру выдающихся деятелей культуры, истории, государственников. Это было и в 18, 19, 20 столетиях. Да и сегодня украинцы подпитывают» чужие государства своими интеллектуалами.

    Тут нужно сказать о главных воспитателях наших: о бабушках и дедушках. Именно они испокон веков занимались воспитанием. Которое сформировало учреждение украинского национального воспитания… Поэтому если упоминать тех, кто постал величественными личностями в украинской культуре, то это благодаря тем старшим своим предкам. Припоминаете, писал Тарас Григорьевич: «Спасибо, дедушка, что ты запрятал в голове столетний ту славу казачью, я ее внукам теперь рассказал». Его сознание было заложено именно дедом, что не горбатился на барщине, а потом умер еще молодой…
    А как наши пращуры любили праздновать вместе с внучками! Праздник обставлялся настолько величественно, радостно, то было не более и не менее, как общение с Богом.

    Наконец, когда люди не празднуют наибольшие наши традиционные праздники такие, как Рождество, Зеленое Воскресенье, Пасха, Купала, Калита, мы теряем ту человеческую идентичность, т.е. способность поэтизировать окружающий мир, особенно Природу, мы перестаем быть теми птицами, которые прославляют высокое небо, превращаемся в приложение к техническому прогрессу. К величайшему сожалению, для нас авто или быстрое движение транспорта заменяет всю радость бытия. А разве умеем мы наблюдать, как на веточках полнеют почки, как высовываются листочки? Разве многим выпадало проснуться к восходу солнца, выйти во двор или в поле, когда птицы еще ничего не ели, но поют хвалу Творцу?

    Живя вне обычая мы губим свою человеческую природу, которую заложил в нас Творец. Это касается не только праздников, а и совсем обыденных ситуаций. Скажем, у украинского народа есть обычай по-особливому встречать гостей. Путешественники из других стран удостоверяли чрезвычайную гостеприимность украинцев. Когда подорожный заходил к хозяину дома, его садили за стол как наиболее дорогого гостя. На стол относилось все то, что имеет хозяин. Если подорожный ночевал, ему стелили в самом уютном месте… провожая в путь, давали продовольствие в дорогу… Это было не просто попечение, а братское отношение. В самом деле сказано: полюби ближнего, как самого себя.

    Собственно, Господь для того дал нам души, чтобы мы любили одно одного. Это — тот высочайший закон, который мы часто вспоминаем но не соблюдаем.
    Но» мы сейчас не соблюдаем и другие обычаи. Например, в обряде свадьбы… На украинской свадьбе всегда приказывали: «Спасибо отцу и матери, которые рано поднимали, свою дочурку доброму делу учили, прясть, шить и т.д.» На карпатской свадьбе одна семья сказала: «Нет, это не по-нашему» и утверждала: «Переступить обычай — это сломать себе позвоночник». Итак, теперь утверждаем: тот народ, который избавился своих обычаев, сам себе сломал позвоночник, он обречен исчезнуть со страниц всечеловеческой истории. Таких народов, которые теряют свои обычаи, немало. Сначала они теряют обычаи, потом язык, а потом и генетику.

    «Как не удивительно, в советские времена, начиная с 1975 по 1995 года, по многим селах, городам была потребность именно народной свадьбы, народной одежды, того этикета, который мы называем формой свадебного творчества. Сегодня свадьбы превратились на игру в большие деньги, вопль, попойку… Жаль, что люди не понимают, что свадьба — это особый спектакль. Когда удается затронуть струну святых вещей, столько всего сокровенного, даже странного приоткрывается в человеческих душах. В песне, в танце, в образном поэтическом слове человеческая душа начинает взлетать в высочайшие выси, где всегда властвуют Любовь, Радость и Согласие.

Добавить комментарий

Войти с помощью: