Что такое категории этики?
2 комментария к статье «Что такое категории этики?»
ОбразованиеДалее »
Обзор распространенных методик об... Популярные методики обучения английскому...
Как студентам справиться с больши... Студенческая жизнь во все времена была очень...
Какие преимущества имеет высшее д... Хорошее образование в наше время просто...
Математика и олимпиадные задания ... Подготовка учащихся дошкольных образовательных...
Как поступить в хороший польский ... Высокий уровень образования – это далеко не...
Как выучить английский язык в Вор... Английский язык является одним из международных...
Категории этики, имеют свои особенности, связанные со спецификой самого предмета этики.
Во-первых, категории этики отражают многообразные связи людей, ибо любая человеческая деятельность имеет моральный аспект. Во-вторых, благодаря им, дается общая положительная или отрицательная оценка поведения людей. В-третьих, они стимулируют подъем человека над сущим и стремление к должному. В-четвертых, этические категории ориентируют человека на творческие поиски, на сохранение и реализацию собственной индивидуальности при моральном выборе, расширяя тем самым горизонты человеческой свободы. В-пятых, они задают энергетический потенциал, пробуждают нереализованные жизненные силы человека.
Рассматривая характерные особенности этических категорий, выделим, прежде всего, их полярность, фиксируя внутренние противоречия нравственного бытия человека и общества (добро — зло, честь — бесчестие, справедливость — несправедливость). Эта полярность этических категорий не случайна: она выражает саму сущность морально-этического как принципиальной возможности для человека осуществить выбор в направлении или положительного жизнеутверждения, или негативизма и разрушений относительно условий и принципов человечности вообще.
Кроме того, в этических категориях особым образом проявляется взаимосвязь абсолютного и относительного: как сознательные ориентиры для человеческих действий и жизненного выбора категории предстают в измерениях абсолютного (вне однозначности их содержания мы теряем нравственные ориентиры) , однако как характеристики реальных жизненных ситуаций они предстают уже относительными (в том смысле, что ни реальное событие человеческой жизни не может быть полностью добром или полностью справедливостью; скорее всего, здесь будет наблюдаться определенная степень их соотношения).
Не отрицая меняющегося характера этических категорий, о чем свидетельствует все развитие нравственной практики человечества, следует отменить, что в начале XXI в. прослеживается тенденция акцентирования именно на абсолютных элементах в смысле нравственных категорий и, самое главное, привлечение их к более однозначной оценке практической деятельности людей в различных сферах общественной жизни (например, в политике).
Примерами здесь могут служить повышение роли и значения прикладной этики (этики науки, экологической этики, политической этики, этики делового общения, этики бизнеса, различных профессиональных этик и т.д.). Это следует специально подчеркнуть, ибо современное цивилизованное общество с его мировоззренческим плюрализмом, толерантностью и с нацеленностью на признании самоценности, уникальности каждой личности нуждается, как никогда, в использовании проверенной многовековой жизненной практике теоретических этических наработок, своеобразного этического «золотого запаса» человечества.
Еще одна специфика этических категорий проявляется в их определенной тайне. Фактически анализ каждой этической категории можно начинать словами: «Добро (совесть, стыд, достоинство и т.д.) является одним из самых загадочных явлений нравственного сознания человека». Человек, его душа, его поведение и сегодня, по-прежнему являются большой тайной. Как объяснить, например, тот факт, что, казалось бы, в самого пропащего человека, где-то в самых глубинах души, все же остаются, еще тлеют искры совести, добра? Здесь стоит упомянуть удивление И. Канта звездным небом над головой и нравственным законом в душе человека; сих пор человечество еще не дало неоспоримого ответа на вопрос о самых корнях человеческой нравственности, но оно находится в поисках такого ответа, и это порождает надежду на будущее.
При анализе этических категорий невозможно не коснуться вопроса о критериях их истинности, ведь в случае признания их истинными может быть существенно повышена значимость их соблюдения, однако если они принципиально не подлежат проверке на отношение к истине, потребность в их соблюдении становится лишь пожеланием.
Диапазон ответов на этот вопрос чрезвычайно широк: от полного подчинения вечным божественным ценностям, которые выступают критерием нравственного поведения человека до полного отрицания критериев истинности в категориях этики, аргументируя тем, что в сфере морали вообще все условное, относительное и ничего абсолютного нет.
В XIX в., как известно, появилась целая череда обоснований условности и даже необходимости принципиального отказа от морали. С одной стороны, с позицией «имморализма» выступил Ф. Ницше, утверждая, что жизнь не подлежит никаким моральным ограничениям или регламентациям. С другой стороны, позитивизм в лице О. Конта и его последователей подчеркивал, что нравственные нормы не подлежат проверке по их истинности, поскольку является не констатацией каких-то фактов, а требованиями или пожеланиями.
В противовес таким мнениям Ф. Брентано смог доказать, что по моральным требованиям лежит определенный реальный жизненный смысл, который не может быть отвергнут людьми без угрозы упасть в деструкцию и деградацию. Ученик Ф. Брентано, основатель феноменологической философии Э. Гуссерль, продемонстрировал принципиальную возможность подвести под любое нормативное утверждение (например, «Вежливое отношение к человеку является морально правильным») в определенное теоретическое положение, которое Гуссерль назвал «основной нормой».
Приведенное в скобках для примера положение можно представить следующим образом: а) человеческие отношения возможны лишь при условии признания равенства их субъектов, б) равенство субъектов предполагает коммуникацию, которая не будет нарушаться притеснением их прав с чьей-либо стороны, в) такой характер можно обеспечить взаимной вежливостью субъектов коммуникации; г) вывод: там, где есть потребность в общении, вежливость выступает условием его осуществления. Позже целый ряд логиков также продемонстрировал, что моральные утверждения могут быть переведены в определенные логические суждения и оценены по всем правилам логики.»
Итак, сложности определения содержания и логической оправданности этических категорий обусловленные спецификой морали, ее взаимосвязью с другими формами общественного сознания (наукой, правом, религией и т.д.), историческим характером развития моральных норм, традиций, обычаев, а также историческим развитием самих этических категорий.
Доброго времени суток!»
По традиции задача этики состоит в том, чтобы выполнять роль laquo;практической философииraquo;. Она выполняется нормативной этикой, laquo;помогающейraquo; морали вырабатывать самые общие понятия, в определении и оценке нравственных ценностей, в установке их субординации. Этика является своеобразной связью практической и теоретической этики, то есть является laquo;передаточным механизмомraquo; от теоретической к практической этике, которая занимается нравственными коллизиями в определенных случаях и областях социальной практики.
Категория является главным понятием, применяемым конкретной наукой во время исследования своего предмета. Категории этики ndash; главные понятия научного этического аппарата, которые отражают самые важные стороны и составляющие нравственности. Продолжительная история развития этики, множество явлений, изучаемых ею, а также уровень теоретических разработок ndash; это все способствовало образованию и развитию богатого аппарата категорий.
Особенностью этических категорий является то, что большинство из них представляют собой слова повседневного языка, к примеру, laquo;счастьеraquo;, laquo;доброraquo;, свободаraquo; и т.д. Это случается потому, что предмет этики связан напрямую с жизнью людей, с теми ориентирами и смыслами, которые они применяют в ежедневной деятельности.
Наиболее значимым и, по существу, главным этическим понятием является добро. С его помощью можно выразить позитивную нравственную оценку конкретного явления. В противоположность добру понятие зла выражает негативную характеристику явления. Понятно, что позитивные и негативные характеристики даются, отталкиваясь от конкретных моральных представлений.
В нынешней этике зло и добро ndash; это моральные характеристики того или иного явления. Они зависят от социальной практики человека. Но раньше добро и зло понимались людьми как реальные сущности, имея вид или субстанции, или личности (Бог либо дьявол).
Понятие добра очень близко к понятию нравственного совершенства. Совершенство ndash; это некоторый высший пример, финальная цель моральной деятельности. Этическое совершенство можно оценить как идеальную личность, которая является образцом для подражания. Кроме того, он может отразить представления о правильном обществе, об органичном мироустройстве. В таком случае значимую роль играет справедливость, характеризующее меру соответствия человеческой деятельности и ее оценки остальными людьми и обществом.
Идеалы, которые являются значимыми составляющими в структуре человеческой моральной деятельности, наполняют смыслом жизнь. В таком случае каждый определенный поступок является осознанным, соотнесенным с общими ценностями, то есть морально значимыми представлениями, встроен в общую поведенческую линию.
С понятием совершенства напрямую связано понятие моральной нормы. Потому что для соответствия моральному образцу, человек обязан выполнять конкретные условия. Норма и является таким условием, своеобразным требованием, адресованным человеку. История этики предоставляет нам огромное количество разнообразных норм, например, известный Декалог ndash; десять заповедей, данных Моисею Богом.
При этом важно помнить, что норма не является целью, а только средством. Не она имеет первостепенное значение сама по себе, а ее идеальное обоснование. Без состыковки с совершенством норма имеет характер формальности и не имеет морального содержания.
Человек может воспринимать нормы в качестве оптимально подходящих его ценностям установкам, а, значит, нужных, и в таком виде стать побуждением изнутри.
В таком случае соблюдение нормы превращается в долг, т.е. личную задачу человека, его обязанность. Долгом является моральная форма осознания необходимости принятия решения. Человек выполняет определенный поступок по своей воле, уважая идеал, нравственный закон и себя. Значимой характеристикой долга можно назвать связь с человеческой волей, поскольку для исполнения своего долга он часто должен преодолевать огромное количество жизненных сложностей (не только внешних, но также и внутренних).
Понимание своего долга имеет огромное значение в личной и общественной деятельности. Возможность человека осознавать, критически переосмысливать и переживать несоответствие собственного поведения правильному можно охарактеризовать в качестве совести. Совесть является своеобразным нравственно-механическим механизмом самоконтроля. Ответственность за собственные действия является основной личностной характеристикой.
Предпочтение человеком конкретного морального идеала другому зафиксировано в понятии выбора. Способность выбирать указывает на наиболее значимую характеристику бытия человека ndash; свободу воли. Категория свободы представляет собой ключевую категорию в этике, поскольку моральная реальность может быть обоснована на человеческой способности самостоятельно совершать поступки. За свободно осуществленное действие он несет полную ответственность.
Кроме названных выше категорий есть в этике и множество таких общих характеристик, как честь, вина, достоинство и т.д.
Необходимо отметить, что любая этическая категория характеризует конкретную сторону морали, а в общем аппарат категорий является реальным моральным человеческим бытием, его иерархичностью, сложностью. Потому любая категория не может существовать самостоятельно, а находится в тесной взаимосвязи с остальными категориями.
Итак, суть данного явления можно обозначить конкретными категориями. Однако особенное место в числе данных категорий отводится таким нравственным феноменам, как Свобода, Добро, Честь, Справедливость, Достоинство, Смысл жизни, Совесть, Любовь, Счастье. Их значение в системе нравственности так велико, что они справедливо могут быть отнесены к наивысшим нравственным ценностям, поскольку от их верного осознания зависит во многом наша мораль: наши оценки, взгляды, поступки.