Пространство как философская категория?
3 комментария к статье «Пространство как философская категория?»
ОбразованиеДалее »
Обзор распространенных методик об... Популярные методики обучения английскому...
Как студентам справиться с больши... Студенческая жизнь во все времена была очень...
Какие преимущества имеет высшее д... Хорошее образование в наше время просто...
Математика и олимпиадные задания ... Подготовка учащихся дошкольных образовательных...
Как поступить в хороший польский ... Высокий уровень образования – это далеко не...
Как выучить английский язык в Вор... Английский язык является одним из международных...
«
Пространство философская категория -» и важнейшими компонентами бытия являются время и пространство. Не смотря на простату и очевидность данных понятий, они принадлежат к числу одних из очень сложных характеристик материи. Понятия пространство философская категория и времени всегда были в центре внимания философов, конечно же, когда шла речь о создании общей картины мира. В истории философии большинство интерпретаций пространства и времени можно подвести к двум основным концепциям.
Одну из них можно условно обозначить субстанциональной концепцией. В научной картине мира И. Ньютона и Г. Галилея пространство и время понимались как самостоятельные сущности, как определенные не телесные субстанции, зачастую которые существуют вместе с материей и независимо от нее, но оказывают на нее влияние. Согласно данной концепции время и пространство представляют собой своеобразные вместилища материальных предметов явлений, процессов, происходящих в мире. Время рассматривалась как полная длительность, а пространство — как полная, абсолютная протяженность. Именно на это понимание пространства и времени принимал к зачету И. Ньютон, создавая свою механику. Подобные представления понятия пространство философская категория и времени преобладали в физике вплоть до появления специальной, созданной теории относительности А.Эйнштейна. В результате появляется вторая концепция, иначе, нежели субстанциальная, объясняющая пространство и время.
Вторую концепцию некоторые именуют реляционной (отношение). Ее приверженцы понимали время и пространство не как самостоятельные сущности, а как схемы отношений, образуемых общими материальными объектами. Извне этой системы взаимодействия пространство философская категория и время считалось не существующими.
Теорию относительности, благодаря которой возникает реляционная концепция, можно рассматривать как теорию, нацеленную на определение диалектических связей в природе, мире.
Теория относительности подразумевает в себе две генетически общие теории: Специальную, созданную теорию относительности (СТО) и некоторые основные идеи которые были сформулированы А. Эйнштейном в 1905 году, и общую, созданную теорию относительности (ОТО), деятельность над которой А. Эйнштейн закончил в 1916 году.
Основное философское определение теории относительности подразумевается в следующем:
1. Теория относительности не брала в учет из науки, понятия «пространство философская категория» и абсолютного времени, показав тем самым несостоятельность этой субстанциальной трактовки времени и пространства как независимых, самостоятельных от материи форм бытия.
2. Она давала понять зависимость пространственно-временных качеств от породы движения и взаимодействия материальных схем, подтвердила правильность трактовки времени и пространства как основных форм, видов существования материи, в учете ее содержания которых выступает движущаяся материя.
3. Теория относительности дала удар субъективистским трактовкам сущности пространство философская категория и времени, которые противоречили ее принципам, выводам.
В новой физической теории время и пространство трактуются с позиции реляционного подхода. Итак, с реляционных позиций пространство — это форма бытия, существования материи, выражающая протяженность и структурность различных систем. Время и пространство имеют целый ряд атрибутивных (неотъемлемых свойств).
Атрибутивными свойствами пространства являются протяженность, трехмерность и изотропность, однородность.
Протяженность — рядоположительность и сосуществование различных этих элементов. Это означает, что всем элементам можно добавить или забрать от него другой элемент пространства.
Пространство философская категория имеет еще свойство, такое как трехмерность — означает, что реальное пространство конечно трехмерно и все явления можно отобразить с использованием трех величин.
Однородность пространства подразумевает отсутствие в нем каких-либо определенных точек, а изотропность — равноправность этих возможных направлений.
Атрибутивными свойствами времени являются длительность необратимость, одномерность и однородность.
Длительность — последовательность меняющих друг друга состояний.
Необратимость определяется в невозможности вернуться в прошлое. Время течет от нашего прошлого через настоящее к бедующему, и обратное его течение невозможно.
Одномерность означает, что для фиксации положения события во времени определенной одной величины.
Время и пространство» философская категория специфично проявляют себя в микромире, социальной действительности, в живой природе. Поэтому специально выделяют и анализируют реальное (объективное) время, психологическое (перцептуальное) время, социальное-пространство-время, биологическое время и другие формы, виды времени и пространств.
Все психологическое перцептуальное время и пространство философская категория связаны с переживанием и восприятием времени и пространств индивидом. Наше время то бежит, то стоит, замедляется, что зависит от тех или иных определенных, конкретных ситуаций (когда одно дело, если мы кого-то с нетерпением ожидаем, и совсем иначе движется время, когда заняты делом или чем-то интересным; в детстве нам ощущается, что время течет медленно, а в позднем возрасте — что оно увеличило свой бег). Это субъективное неопределенное, чувство пространства-времени, и оно лишь в целом принадлежит реально-физическому времени.
Пространство» философская категория, в естественных науках и пространство-временные представления основываются на физическом представлении, но отличаются в зависимости и от материальных степеней существования бытия. В. И. Вернадский постоянно показывал на специфику биологического духа пространства, называя ее «неевклидовностью». Особенностью биологического пространства является наличие у всего живого свойств симметрии и асимметрии, что позволяет живым организмам приспосабливаться к окружающей среде. Биологическое время еще обладает своей спецификой, для него необратимость выступает как абсолютное свойство. Биологическое настоящее бывает разной продолжительности, периода, в отличие от физического времени. Это связано с особенностями протекания различных биологических процессов (метаболизм, размножение, эволюция, биологические ритмы и так далее), весьма индивидуальных для каждого живого организма. Прошлое, настоящее и будущее могут существовать в живом организме, если организм обладает памятью и целенаправленным поведением.
Пространство философская категория и время — не только физические понятия, но и особенные феномены культуры. Их понимание часто зависит от исторических и социокультурных условий. Поэтому есть возможность говорить о существовании исторического и социального пространства и времени.
У разных народов, в различные исторические периоды существовало различное представление «пространство философская категория» и времени, что дает возможность говорить об их вертикальном различии в культуре. В Древнем Китае время принималось как совокупность неоднородных отрезков, которые измерялись периодом проявления того или иного императора или династии. Для древних вообще было характерно представление о замкнутом пространстве и цикличном времени. В более поздние эпохи отношение к времени меняется, возникает динамичное его восприятие. Время рассматривается как пройденный этап, как трамплин в настоящее будущее. Пространство философская категория воспринимается как локальное (личное пространство) и как более крупное — государственное, национальное, космическое.
Итак, с точки зрения философии социальное пространство создано людьми и представляет собой множество социальных институтов, процессов и отношений, предметов культуры, которые сосредоточились в определенном отрезке социального времени (конкретная эпоха, период истории).
Космическое пространство является безграничным, находящееся в трехмерном мире, в какой объекты и события и имеют относительное положение и направление.» Физическое пространство часто задумана в трех линейных размерах , хотя современные физики зачастую склонны» считать, и время , чтобы быть частью безграничного четырехмерного континуума известного как пространство-времени . В математике рассматриваешь «пространство» с разным количеством размеров и с различной базовой структурой. Концепция пространства считается фундаментальным значением для понимания физической вселенной . Тем не менее, разногласия продолжаются и между философами по поводу самого пространства. Дебаты о природе, ее сущности и способе существования пространства восходят к древности, а именно к трактатам, Тимей Платона или Сократ в своих размышлениях о том, что греки называли Хора (то есть «пространство»), или в физике от Аристотеля (книга IV, Delta) определение топос либо» место), или даже в более поздней laquo;геометрическая концепция места», как «пространства условие расширения «» 11-го века арабского эрудита Альхазена .Большинство из этих стандартных философских вопросов были упомятнуты в рассуждениях» в эпоху Возрождения, а после сформулированы в 17 веке, в особенности во времена раннего развития классической механики .По мнению Исаака Ньютона , пространство было абсолютным -. в том смысле, что оно существовало постоянно и независимо от того, есть ли материи в пространстве.» Другие натурфилософы , особенно Лейбниц , думал, что вместо того, чтобы пространство было собранием взаимотношений между объектами, учитывая их расстояние и направление друг от друга. В 18 веке, философ и богослов Джордж Беркли хотел опровергнуть «видимость пространственной глубины» в своем эссе к новой теории зрения . Позже,метафизик Иммануил Кант сказал, что ни пространство, ни время, не могут воспринимается эмпирически, они являются элементами систематической основы, которую используют люди, чтобы структурировать все переживания. Кант называет «пространство» в своей Критике чистого разума как: субъективную laquo;чисто априорную форму интуиции raquo;, поэтому оно является неизбежным вкладом наших человеческих способностей. В 19-ом и 20-ом веках математики стали рассматривать неевклидовую геометрию , а тампространство, можно посчитать, будет изогнутым , а не плоским . По словам знаменитого доселе Альберта Эйнштейна, автора теории относительности , пространство вокруг гравитационного поля совершенно другое в отличие от евклидова пространства. Экспериментальные проверки общей теории относительности доказали, что неевклидово пространство может обеспечить лучшую модель для формы пространства.
Философия пространства
Лейбниц и Ньютон. В семнадцатом веке, философия пространства и времени стала центральным вопросом в гносеологии и метафизике . По сути, Готфрид Лейбниц , немецкий философ-математик, и Исаак Ньютон , английский физик, математик, изложили две противоположные теории о том, что такое» пространство. Лейбниц считал, что пространство является не более чем набором пространственных взаимотношений между субъектами во всем» мире: laquo;пространство это результаты с места, взятые вместеraquo;. Незанятые в одних регионах, могут иметь объекты в них, и таким образом будут возникать пространственные отношения с другими местами. Лейбниц считал пространство идеализированной абстракцией из соотношения между отдельными лицами или их возможными местами и, следовательно, оно не может быть непрерывным , но должно быть дискретным. Пространство могло бы рассматриваться аналогично отношениям меж членами внутри семьи. Хоть все члены»» семьи тесно связаны между собой, отношения ведь не существуют в независимости от людей.» Лейбниц доказывал, что пространства не существовует независимо от объектов в мире, потому что предполагает различие между двумя вселенными совершенно одинаковы, за исключением расположения материального мира в каждой вселенной. Но поскольку не было бы никаких способ наблюдений за этими мирами отдельно друг от друга, то, согласно идентичности неразличимых , не было бы никаких различий между ними. В соответствии с принципом достаточного основания , любая теория пространства, которая подразумевает, что могут существовать эти две возможные вселенные, должна быть неправильной. «
Ньютон считал, чем отношения между материальными объектами больше и на основе его позиции было наблюдение и эксперимент . Для релятивизма не может быть никакой разницы между движением по инерции , в которой объект движется с постоянной скоростью , и неинерциальным движением , в котором скорость меняется с течением времени, как и все пространственные измерения по сравнению с другими объектами и их движением. Но Ньютон утверждал, что так как не инерционное движение порождает силы , оно должно быть абсолютным. Он использовал пример воды в вращающемся ведре , чтобы продемонстрировать свои аргументы. Вода в ведре висит на веревке и он принялся его крутить. Через некоторое время, как ведро продолжает вращаться, поверхность воды становится вогнутой. Если вращающегося ведра остановить, то на поверхность воды остается вогнутой так как она продолжает вращаться. Вогнутая поверхность, следовательно, по-видимому не является в результатом относительного движения между ведром и водой.» Вместо этого, Ньютон утверждал, что оно должно быть результатом неинерциального движения относительно самого пространства. На протяжении нескольких веков аргумент ведра был решающим показателем, что пространство должно существовать независимо от материи.
Кант. В восемнадцатом веке немецкий философ Иммануил Кант разработал теорию познания , в которой знание о космосе может быть как априорное так и синтетическое . По Канту, о синтетических» знаниях пространства , в том, что заявления о пространстве не просто имеет истинными силу значения слов в заявлении. В своей работе Кант отверг мнение, что пространство должно быть веществом или отношением. Вместо этого он пришел к выводу, что пространство и время не обнаружили людей, чтобы быть объективными особенностями мира, но являются частью неизбежной систематической основы для организации нашего опыта.
Гаусса и Пуанкаре
Хотя кантовской консенсус не был преобладающим в то время, когда были формализована неевклидовая геометрия, некоторые начали задумываться искривлено ли не физическое пространство. Карл Фридрих Гаусс , немецкий математик, был первым рассмотревшим эмпирические исследования геометрической структуры пространства. Он считал, что делает тест на сумму углов треугольника огромные звездные и имеются сообщения на самом деле он провел тест, в небольших масштабах, по триангуляции горных вершин в Германии. «
Анри Пуанкаре , французский математик и физик в конце 19 века ввел важное понимание, в котором он попытался доказать тщетность любых попыток выяснить, какая геометрия относится к космическим экспериментом.» Он считал, что затруднительное положение, с которым придется столкнуться ученым, если они были приурочены к поверхности мнимой большой сфере с особыми свойствами, известной как сфера мира . В этом мире, температура» изменяется таким образом, что все объекты расширяются и сжиматься в подобных пропорциях в разных местах области. С соответствующим спадом температуры, если ученые попытаются использовать измерительные стержни, чтобы определить сумму углов треугольника, они могут быть обмануты, думая, что они живут плоскости, а не в сферической поверхности. В самом деле, ученые в принципе не могут определить населяющую плоскость или сферу, и Пуанкаре утверждал, что то же самое относится и к дискуссии по поводу того реального пространства являющегося евклидовым или нет. Для него, геометрия которая была использована для описания пространства, была вопросом конвенции .» Геометрия Евклида проще, чем неевклидовая геометрия.
Пространство, как философская категория, да и не только как философская, имеет свои свойства: метрические и топологические (однородность, изоморфность, трехмерность, изотропность — однонаправленность и линейная упорядоченность — расположение элементов подобно точкам на прямой). Однородность означает то, что все точки пространства абсолютно равнозначны. Аристотель не признавал такой точки зрения, он считал, что в ограниченном мире есть центр мира, есть его периферия, мир подлунный и надлунный, и в этих мирах идут несопоставимо различные процессы. Тот же самый момент и у христианской доктрины — мир дольний и мир горний. В учебниках же говорится о том, что пространство однородно. Что же касается отдельных систем, то их пространство может быть неоднородным. Если же смотреть по теории относительности (Эйнштейн), то пространство имеет кривизну. Однородность — это отсутствие выделенных мгновений, которые играют существенную роль для системы. Для Универсума таких мгновений нет, но в отдельных системах такие мгновения есть.» В христианстве этими мгновениями являются: сотворение мира, пришествие Христа, предположительный конец мира и второе пришествие Христа — то есть, время никак не однородно.
Также неизотропность пространства (Аристотель — есть преимущественные направления). Пространство трехмерно. Аристотель говорил, что три измерения дают полноту и совершенство бытия, так как одно измерение дает линию, второе — повехность, а третье — объем. Существуют две точки зрения на трехмерность: первая — пространство трехмерно (пространство — познавательная условность, некий математический минимум), вторая — Пуанкаре: трехмерность пространства — это математический аппарат описания реальности, которая обусловлена физиологией зрительного восприятия.
Представляется, что довольно-таки часто, исследуя реальность и пространство при помощи математических моделей начинают переносить свойства модели на исследуемый объект. Например: 1. геометрию Эвклида восприняли в качестве модели пространства и стали приписывать пространству свойства этой самой модели; 2. декартову систему координат стали онтологизировать (ее стали воспринимать как реально и объективно существующую).