Что такое искусство как явление культуры?
3 комментария к статье «Что такое искусство как явление культуры?»
ОбразованиеДалее »
Обзор распространенных методик об... Популярные методики обучения английскому...
Как студентам справиться с больши... Студенческая жизнь во все времена была очень...
Какие преимущества имеет высшее д... Хорошее образование в наше время просто...
Математика и олимпиадные задания ... Подготовка учащихся дошкольных образовательных...
Как поступить в хороший польский ... Высокий уровень образования – это далеко не...
Как выучить английский язык в Вор... Английский язык является одним из международных...
Искусство родилось и существует для решения специфических задач человеческого общества по освоению и преобразованию мира, но одновременно и по приобщению человека к результатам и достижениям такого освоения.
Ключ к пониманию специфики художественного мышления и особенностей искусства следует искать в социально-историческом опыте людей.
У человека есть две системы оценок действительности:
1) по объективным их значением для социума с помощью различных систем существующих норм — политических, моральных, эстетических, 2) и по личных их смыслах для человека согласно его индивидуального опыта и духовного мира.
Эстетическая оценка через личное отношение раскрывает общечеловеческую ценность предмета, его объективную значимость для человечества. Отсюда и возникает важность искусства как феномена культуры и как особой формы духовно-практической деятельности человека (духовно-практическая деятельность имеет духовный смысл, но материальные формы его выражения): искусство наиболее ярко, отчетливо, но в то же время интимно-личностно интегрирует человека в мир человеческого бытия, человеческой истории, человеческого жизненного опыта и можете воспринять этот опыт индивидуально неповторимо.
Рассматривая искусство как явление культуры, необходимо учитывать несколько аспектов его функционирования в культурно-историческом контексте.
1. В гносеологическом (познавательном) плане искусство предстает как своеобразная форма проникновения в сущность и смысловые основы действительности. В искусстве человек воспринимает действительность как родственную себе, как такую, которая входит в его эмоционально-чувственное состояние и настроение, а, значит, не равнодушное человеку. Принятие действительности через ее переживание позволяет человеку воспринять действительность более целостно и полно, чем при ее абстрактно-теоретическом освоении. Художественное восприятие действительности обладает характеристиками полноты, целостности, личностной причастности.
2. В социологическом плане художественное произведение предстает включенным в культурную жизнь общества; оно является продуктом не только художественной деятельности, но и всего процесса социального функционирования культуры, потому что произведение не живет вне художественного процесса, а потому существует вплетенным в сложную структуру организации и координации этого процесса. И вне этого процесса не существует не только отдельного художественного произведения, а явления искусства и художественной жизни вообще. Итак, вся жизнь культуры, ее уровень, ее составляющие и ценности, — все это предстает условием правильного понимания искусства и его произведений.
3. В ментальном (духовном) плане искусство предстает результатом активности как индивидуальной, так и общественного сознания, составляющими которой являются также политика, право, наука, философия, мораль, религия. Все они функционируют в едином культурном пространстве, что определяется их взаимосвязями. Эти взаимосвязи и взаимодействия меняются от эпохи к эпохе, и в каждую эпоху возникают свои ведущие и доминирующие формы общественного сознания. Порой одни формы сознания замещают, дублируют другие. И понять конкретно-историческую сущность искусства можно лишь в контексте конкретно-исторического бытия форм сознания. То есть, в некоторых культурах искусству принадлежало ведущее место,самое основное, «в некоторых культурах и в определенных эпохах оно представало зависимым от религии, политики, экономически-производственной деятельности, но в любом варианте оно всегда находится в отношениях со всеми формами духовной и политической жизни общества.
Таким образом, следует избегать упрощенного подхода к рассмотрению искусства и не считать его каким-то вполне автономной сферой жизни, наоборот, как органическая составляющая культуры, искусство «прорастает» в многочисленные другие ее составляющие, вступает с ними в многочисленные взаимодействия и взаимовлияния, в целом стимулируя и обогащая жизнь человека.
Осмысление искусства как феномена культуры имеет методологическое значение, поскольку ориентирует исследователя на соблюдение комплексного, а именно — гносеологического, социологического и исторического подхода к нему. Нельзя представлять художественный процесс лишь как сумму его звеньев (замысел, творчество, художественная продукция, потребление, социальные институты и учреждения).
Искусство выступает как феномен культуры не благодаря простой сумме его элементов, а будучи составной целостной социально функционирующей системы, которая решает гуманистические, ценностные, этические, духовно-смысловые задачи.
Понятие искусство — это достаточно широкая категория, которую нельзя объяснить двумя словами и полностью при этом отразить ее суть.» В самом общем смысле, искусство представляет собой определенный творческий процесс самовыражения внутреннего мировоззрения, мировосприятия «творца (художника, скульптора, музыканта), имеющий своей целью заинтересовать других людей. «Искусство издревле было неотделимо от понятия laquo;культурыraquo;. Поскольку именно laquo;культураraquo; включает в себя самые разные области человеческой деятельности, которые так или иначе «связаны с творчеством, с самовыражением.
Но многие современные исследователи сейчас рассматривают искусство не только, как часть laquo;культурыraquo; общества, но и как вполне самостоятельное «явление, которое может существовать и вне такого понятия, как laquo;культураraquo;. Если говорить об искусстве, как о любой деятельности, направленной на создание эстетических «форм (в поэзии, музыке, живописи и т.д.), то каждый творческий человек может отнести себя и свои творения к искусству. Но далеко не все их подобных laquo;творенийraquo; будут составлять определенную часть общей культуры и станут не только широко известны, но и общепризнаны, как бесспорные произведения искусства. Ведь стишок ребенка, незатейливая мелодия, которую человек может случайно сочинить в душе, и представляют из себя некий результат творческой деятельности, но к понятию искусства все же не относятся.
Если же все-таки говорить о взаимосвязи искусства с культурой, то можно сказать, что здесь искусство несет в себе главной целью ndash; познание действительности и воплощение результатов этого познания в различных памятниках искусства. «Все многообразие результатов творческой деятельности людей в те или иные эпохи и составляют общий костяк мировой культуры.
Ход развития искусства, как культурного явления, сопровождался различными изменениями видов искусства. На появление таких явлений, как кино, телевидение «повлияло также духовное и техническое, научное развитие человечества. На данный момент искусство имеет тенденцию к смешению различных видов, например, живопись смешалась с кинематографом (мультипликация), телевидение с театром.» Искусство переживает новый виток развития не только в этом плане, но и в отражении «новых ценностей, более актуальных для большинства современных людей.
Но не стоит забывать, что все мировое культурное наследие ( памятники архитектуры, живописи, скульптуры, классическая музыка, литература) по-прежнему волнует и интересует современного человека. Интересует не только, как объект изучения, но и как объект искреннего восхищения.
«
В наиболее общем смысле под искусством понимают такой вид мастерства человека, продукты которого способны доставить эстетическое наслаждение воспринимающем его.
Продукты искусства обязательно должны быть разделены с другими людьми, а иначе это искусством назвать трудно, оценить творчество могут лишь другие люди.
Таким образом, искусство должно вызывать отклик у других людей, а его итог может стать достоянием человеческой культуры.
Первые произведения искусства возникли еще в доисторические времена.
Однако многие ученые полагают, что искусством можно считать лишь произведения современных авторов.
Искусство это выражение чувств и эмоций людей.
Можно сказать, что искусство это способ не прямой коммуникации между всеми людьми.
Искусства можно классифицировать по различным критериям.
Предметом, отображенным в изобразительном искусстве является окружающий мир его создателя, а неизобразительное искусство характеризуется тем, что в его основе лежит внутренний мир человека.
Неизобразительное искусство в зависимости от типа выражения, может быть, скажем, музыкальным или танцевальным.
Каждый вид искусства может быть дифференцирован в зависимости от жанра.
По динамики искусства делятся на пространственные и временные, а в зависимости от утилитарности они могут быть прикладными, изящными и чистыми.
По используемым при создании произведений искусства материалам они делятся, на те при которых используются современные промышленные материалы, такие как камень, глина, краски, холсты, бумага, разнообразные виды продуктов химического производства, дерево, гранит, драгоценные металлы, а так же современные способы хранения информации, например, цифровые вычислительные машины, компьютеры и т.п.
Среди современных видов искусства выделяют Медео искусство, сетевое искусство, цифровую живопись.
Музыкальное искусство может быть классическим, академическим, электронным.
Словом создают поэзию, прозу, литературу.
В зависимости от выражаемых эмоций и чувств искусство может быть драмой, комедией, трагедией, фарсом.
«
«