Рейтинг@Mail.ru

Открытый вопрос

Оценить: 1 2 3 4 Средний рейтинг: 0.00 / 0 Проголосовавших

click

Анна

+
-

Материя - это особый тип реальности. Материя - это субстанциональная первооснова мира - строительный материал для Бога, либо инобытие Творца, либо материя, сотворенная Богом.

Первые представления ог материи были сформированы в милетской школе (Фалес - вода, Анаксагор - апейрон, Анаксимен - воздух). То есть в качестве первоосновы, материи выступала некая стихия. У Аристотеля - 5 стихий: 4 подлунных (земля, вода, воздух, огонь) и одна надлунная - квинтэссенция (эфир). Материя как праматерия, нечто первичное. Платон считал, что есть хора - первоматерия. Материя повсюду одинакова, но почему же из нее получаются абсолютно различные вещи? Оформляясь, материя превращается в вещи. Это так называемые субстратные коцепции.

Уже в то время реализуются идеи субстанциональной трактовки материи ("архэ") - начало, принцип. Началом в философии называется некий исходный элемент мира, из которого все происходит, но которое само по себе происходит из ничего. Понятие "архэ" употребляется в гносеологическом аспекте. Архэ как начальные, первичные принципы всяких рассуждений. В рамках античности возникла и другая концепция, которая продолжила свое существование после эпохи Средневековья - концепция атомизма (Левкипп, Демокрит, Эпикур, Тит Лукреций Кар). Демокрит: атомов существует бесконечное множество, они между собой отличаются размером, формой, конфигурацией, положением, и все многообразие вещей объясняется бесконечным сочетанием этих атомов.

Средневековая философия: материя возникает из ничего, она создается одномоментно самим Богом.

Философия Нового времени. Ведется непрерывная борьба со схоластическим единомыслием (Пьер Гассенди, Томас Гоббс). Атомистические концепции вылились в целостные физические концепции (Ньютон). Успех в области физики свидетельствовал об истинности атомистической теории.

Корпускулярные теории - последние "кирпичики" материи.

Континуалистские теории - непрерывность материи не дискретна, а континуальна, это - непрерывная среда, материя длится до бесконечности (Рене Декарт). Обе концепции являются субстратными. В 17 веке многие философы признавали различия первичных (все свойства пространственного толка - фигура, размер) и вторичных (субъективно воспринимаемые качества - вкус, запах, звук) качеств мира.

Существенное свойство материи - масса (это мерило количества самой материи).

17 - 19 вв: характерны физикалистские представления о материи. Механицизм - сведение многообразных мировых процессов к чистой механике.

Редукционизм - сведение более совершенных элементов к более простым.

Революция в науке на рубеже 19 - 20 веков (открытие излучения солей урана, открытие рентгеновского излучения, радиации) спровоцировала  диалектическое определение материи. Сложилось мнение о том, что материя сама по себе не есть нечто стабильное. Выражение кризиса философских оснований в физике непостредственно. Ленин "Материализм и эмпириоеритицизм" 1908 год: исчезновение материи это ее превращение в другие невещественные формы. Материя - есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая копируется нашими органами чувств, существуя независимо от них. Он подчеркивает философский характер материи, не увязывает понятие материи ни с какими конкретными физическими свойствами. Определяет материю через противопоставленность тому, чем она по сути не является (сознание). В ленинском определении присутствует поддержка традиционной философской идеи: определенность матреии субстанциональна. Недостатки. Видимо, неудачность философского определения была продиктована желанием Ленина отмежеваться от субъективного идеализма и агностицизма. В ленинском определении нашли отражения идеи Просвещения (Гольбах: материя - это все то, что действует на наши органы познания) и философии 20 века, трактующей материю как субстанцию (Спиноза: материя - субстанция в том смысле, что она самодостаточна, не имеет собственного существования, но существует только в модусах).

Ответил Анна 1 месяц назад Пожаловаться

Добавить комментарий

Оценить: 1 2 3 4 Средний рейтинг: 0.00 / 0 Проголосовавших

lola2110

+
-

Картина мира может быть сформирована на основе различных типов мировоззрения - религиозного, естественнонаучного, мифологического и так далее. К формированию картины мира с позиции научного знания стремился философский материализм. Основным понятием в философском материализме является понятие материи ("вещь", "вещество"). Впервые оно появилось в работах Аристотеля. Это понятие вбирает в себя длительный опыт познания окружающего мира и человека с позиции естествознания и здравого смысла. По мнению сторонников философского материализма, мир - это движущаяся материя в различных ее проявлениях.

Понятие "материя" прошло три этапа в своей  истории развития.

Первый этап. Наглядно-чувственные представления о материи появились в ранних древнегреческих первых, философских учениях. Считалось, что материя есть то, из чего бывают вещи и во что они превращаются, их "начало" или "элементы". В основу мира вложились те или иные природные стихии: вода, огонь, воздух и так далее. Все существующее было модификацией этих стихий.

Второй этап. В эпоху Возрождения и, особенно в Новое время преобладали механические представления о материи. В этот период считалось, что материя - это совокупность физических тел и процессов (И. Ньютон, Ж. Ламетрий, Д. Дидро и другие).

С точки зрения третьего этапа, диалектико-материалистического, материя - это объективная реальность, которая существует в виде бесконечного разнообразия закономерно взаимосвязанных и взаимодействующих между собой во времени и в пространстве количественно и качественно различных ее форм и видов бытия, микро- и макро тел и систем.

В настоящее время в философии существует большинство определений понятия материи. Многие философы считают, что в качестве исходного определения понятие материи следует взять следующее: материя - реальность объективная, существующая независимо от человеческого сознания и отображаемая им.

Что касается строения материи, то современной науке известны два его вида - вещество и поле. Вещество дискретно (внутренне расчленено), структурировано, обладает массой покоя и рассредоточено в пространстве. Формами вещества могут выступать атомы и молекулы, газы, жидкости, полимеры, белок, вирус, живые организмы, макротела. Они не имеют массы покоя и рассредоточены в пространстве равномерно. Поле существует в разных видах - гравитационное, электромагнитное, биологическое и так далее. Вещество и поле взаимопроникают друг в друга и дополняют друг друга. Например, их синтезом является плазма - особое состояние материи, из которого состоят небесные тела, например, Солнце. Тесное взаимодействие между полем и веществом наблюдается и в микромире.

Универсальные свойства материи:

1. Материи присуща объективность существования. Она существует вне и независимо от человечества и человека.

2. Неисчерпаемость материи означает огромное разнообразие его сторон, свойств, явлений и состояний.

3. Бесконечность материи означает вечную незавершенность, незаконченность процессов и состояний в материальном мире.

4. Свойство отражения говорит о способности предметов воспроизводить в ходе отношений внешних признаков и внутреннее содержание других предметов.

5. Материя обладает такими свойствами, как целостность и структурность. Являясь относительно самостоятельными, все фрагменты и стороны материально мира непосредственно или опосредованно взаимосвязаны друг с другом.

Человек всегда хотел понять строение мироздания, определить связи, которые существуют в мире. Благодаря ряду открытий в естествознании в конце 19-го века, а также благодаря работам по теории общества К. Маркса, А. Богданова, М. Вебера философия стала рассматривать бытие как определенного рода систему. Система - упорядоченное множество взаимосвязанных элементов, имеющих структуру. Такой подход позволяет выделить различные уровни и подуровни в различных структурах бытия.

Наиболее полное представление в науке и в философии сложилось относительно материального устройства мира. В нем можно выделить некоторые уровни:

1. Неорганическая, (неживая) природа;

2. Живая природа;

3. Социум.

Данные уровни в совокупности составляют единую материальную систему.

Неорганическая (неживая) природа - движение элементарных полей и частиц, молекул  и атомов, планетарные изменения, макроскопических тел. Идея от простого к более сложному, в неживой природе можно отметить некоторые уровни: субмикроэлементарный - атомный - ядерный - ядерный - микроэлементарный - мегауровень - макроуровень - молекулярный (примером последнего могут служить планеты, галактики и так далее).

Живая природа - разного рода биологические процессы. Она входит в неорганическую природу (неживую), но начинается с другого уровня. Если в неживой природе самой малой ступенью является субмикроэлементраный уровень, то в живой природе - молекулярный уровень. Соответственно последовательность уровней в живой природе выглядит следующим образом: молекулярный - биосферный - популяционный - тканевый - организменно-микроорганизменный - биоценозный - клеточный.

В социуме также модно отметить уровни: индивидуум - нация - коллектив - этнос - семья - государство - класс - человечество. Уровни социума находятся в неоднозначных, в нелинейных между собой отношений. В результате может сложиться представление, что в обществе господствуют случайность и хаотичность. Но более детальный анализ структуры общества позволяет выявить в ней главные сферы общественной жизни, имеющие свои законы, структуры: материальную, социальную, политическую и духовную сферы.

Ответил lola2110 1 месяц назад Пожаловаться

Добавить комментарий

Оценить: 1 2 3 4 Средний рейтинг: 0.00 / 0 Проголосовавших


Данную страницу никто не комментировал. Вы можете стать первым.

Ваше имя:

Комментарий:
Введите символы: *
captcha
Обновить

Нашли ответ на свой вопрос?
Помогите и другим пользователям: