Характер древнегреческой цивилизации и особенности античной философской традиции.

  • admin
  • 1 комментарий
  • Фото: Характер древнегреческой цивилизации и особенности античной философской традиции.

?

Оцените эту запись:
1 комментарий к статье «Характер древнегреческой цивилизации и особенности античной философской традиции.»
  1. lola2110:

    Античная философия — это совокупность учений, развивающихся в древнегреческом и древнеримском обществах с конца 7 века до нашей эры по 6 век нашей эры.

    В отличии от традиционалистской философии Древнего Востока в философии Древней Греции процесс ее становления опирался на научно — практическое мышление, которое подвергало сомнению мифологическое мировосприятие и рождало рационально обоснованное знание. Античная философия сформировала особый стиль мышления, заключавшийся в стремлении к построению теоретического знания и обеспечению его логической доказательности.

    В развитии античной философии можно выделить несколько этапов:

    1. Этап становления древнегреческой философии — 7-6 до нашей эры (Фалес, Гераклит, Пифагор и другие).

    2. Этап зрелости, классическая древнегреческая философия — 5-4 век до нашей эры (учение Демократа, Сократа, Платона, Аристотеля).

    3. Этап разложения, упадка, эллинистическая философия — 3 век до нашей эры — 6 век нашей эры (философы — Лукреций Кар, Сенека, Марк Аврелий и другие).

    Отличительной чертой ранних периодов развития философской мысли Древней Греции являлся онтологизм. Онтологизм — состоял в устойчивой ориентации философского мышления на постижение сущности и устройство мира. Прежде всего, античных философов интересовал вопрос об основе, первоначале мира, они стремились выяснить, из чего все произошло. При попытке ответить на этот вопрос сформировались основные философские учения: материализм, идеализм, дуализм.

    Материализм — это философское учение, считающее основой мира материальное начало. Первый древнегреческий ученый Фалес основой мира считал воду, другие философы — огонь, воздух, землю или все названные стихии вместе.

    Особый интерес представляет теория Демократа. Демократ высказал гипотезу о том, что основой мира являются мельчайшие, невоспринимаемые органами чувств, неделимые частицы вещества. Атомов бесконечное множество они разные по размерам и форме. Атомы хаотично носятся в пустоте. Из их случайных сцеплений образуются разнообразные объекты действительности. Особого рода атомы — огненные, чрезвычайно подвижные — являются носителями жизни и сознания. Эти атомы рассеяны по всей вселенной, по этому все одушевленно. Но в наибольшей степени они сосредоточены в человеческом теле, где составляют примерно 50 процентов массы. По этому человек — самое разумное существо. Смерть наступает от потери большого количества этих атомов. Даже боги, по Демократу, состоят из атомов. Боги существуют в своих мирах и ни какого влияния на наш мир и судьбы людей не оказывают.

    Теория Демократа имела историческое значение. В 18 веке она была положена в основу естественнонаучной картины мира, просуществовавшей до начал 20 века.

    Идеализм — философское учение, считающее основой мира идеальное начало. Родоначальником идеализма был Платон. По его мнению, основой мира являются идеи — общие понятия, вечные, ни кем не сотворимые и неуничтожимые, не имеющие конкретного образа, невоспринимаемые органами чувств, постигаемые только умом. Кроме идей, по Платону, существуют также вторичная реальность — материя, которую он отождествляет с пустотой. Однако это не полная пустота, а пустота содержащая в себе непроявленную реальность, возможность появления объектов. Возможность превращается в действительность при соединении идей с материей — возникает бесконечная многообразие материальных объектов.

    Душа человека бессмертна и до рождения находится в «царстве идей» — сверх чувственной реальности при рождении она падает в тело как в пещеру или могилу. Тело искажает истинную картину мира и навязывает в душе представление о том, что существует один — единственный мир, воспоминания о виденном до рождения в «царстве идей». Об этом свидетельствуют, например, настойчивые попытки людей найти в нашем мире Бога, счастье, справедливость и так далее.

    Наиболее известным и талантливым учеником Платона был Аристотель, сказавший: «Платон мне друг, но истина дороже». В отличие от своего учителя Аристотель был дуалистом. Дуализм — это философское учение, считающее, что в основе мира лежат два равноправных и не выводимых друг из друга первоначала — материальное и идеальное. Аристотель признает существование материи, которую понимает как не имеющее конкретного вида вещество, некий исходный материал. В тоже время он признает и существование идеальных по своей природе прообразов вещей — форм. Присоединение формы структурируют материю и в результате появляются различные материальные объекты.

    Таким образом, уже на раним этапе развития философии проявилось такая ее специфическая черта, как сосуществование различных вариантов ответов на одни и те же рассматриваемые вопросы.

    Античным философам был присущ диалектический взгляд на мир. Диалектика — философское учение, рассматривающие мир в состоянии непрерывного движения развития. Наиболее четко диалектические идеи были выражены Гераклитом в известных афоризмах: «Все течет, все изменяется» и «Нельзя дважды войти в одну и туже реку». В них подчеркивается, что движение свойственно всему существующему. Гераклит понял и причину всеобщей изменчивости — ее является борьба противоположностей присущих любому объекту и явлению действительности.

    На позднем этапе развития античной философии происходит переход от онтологической проблематики к аксиологической и этической. Первым на этой проблематике сосредоточил свое внимание Сократ. В отличии от других философов Сократ не интересовался вопросами устройства мира, так как считал, что это знание доступно только богам. Он говорил: «Я знаю, что я ничего не знаю». Сократ считал, что людям предпочтительнее заняться вопросами собственной жизни, выяснить, как нужно жить, что бы были счастливыми. По его мнению, люди сами портят себе жизнь, так как постоянно стремятся к накоплению материальных благ. Тем самым они лишают себя душевного спокойствия, потому что все время терзаются страхом потерять то, что имеют, или страдают от уже случившихся потерь. Если же ничего не имеешь, то ни чего и не боишься потерять, живешь спокойно и счастливо. Эту идею киники претворили в свой образ жизни. Так, например, наиболее яркий представитель кинизма Диоген Синопский жил в бочке, не имея денег, имущества, семьи и так далее. Киники считали, что богатство мешает вести нравственный образ жизни, бедность этому способствует. Сами же они стремились прожить жизнь нравственно. Презрение к материальным ценностям киники распространяли и на люде, живущих ради их накопления, пренебрегающих нравственностью, при чем, выражали свое отношение открыто, шокирующим образом. Они намерено нарушали этикет, что бы показать людям, как искусственные, надуманные правила приличия мешают им жить нравственно (могли ходить неопрятными; будучи свободными гражданами, носили одежду рабов и т. д.).

    В отличии от киников, стоики не отрицали материальных благ, а считали, что относиться к ним нужно равнодушно, так как не от обладания ими зависит счастье. Для счастья нужны не материальные, а духовные ценности — прежде всего, такие качества характера, как мудрость, мужество, умеренность и так далее. Стоики были фаталистами и верили в божественное предопределение своей жизни. При этом они считали, что долг каждого человека — поступать нравственно и благородно при любом повороте судьбы. Если исчезает возможность жить нравственно, если обстоятельства подталкивают к совершению аморального поступка, то человек должен предпочесть самоубийство, но уйти из жизни с незапятнанной репутацией. Для стоиков честь дороже жизни. Самоубийство по другим причинам считалось проявлением трусости. Стоицизм — философия героических личностей. Наиболее известные представители — Философ Сенека, римский император, Марк Аврелий.

Добавить комментарий

Войти с помощью: