Миф как мировоззрение?

Миф как мировоззрение?

Painsinger
  1. pavel говорит:

    Любая философия является мировидением, т.е. общностью особенно всеобщих взоров на мир и место в нем человека. Впрочем это совсем не обозначает, что каждое мировидение является также философией. Представление laquo;миропониманиеraquo; шире представления laquo;философияraquo;. Это обозначает, что первое включает в себя второе. Аналогично тому, как представление laquo;плодraquo; подразумевает, скажем, не только яблоко, но и грушу, вишню и т.д., так и представление laquo;мировидениеraquo; невозможно свести только к философии. Оно включает в себя и другие виды мировидения — мифологическое, художественное, религиозное и т.д.

    Иной аспект этого вопроса связан с рассмотрением разных понятий отражения реальности. Миросозерцание и философия есть итог отражения мира, но глубина этого отражения может быть разной. 1-й простой вид отражения происходит на ярусе ощущений. Применительно к мировидению он связан с мироощущением либо миросозерцанием. Тут фиксируются лишь отдельные, внешние проявления бытия, мир явлений, а не сущностей. Следующие по глубине ярусы отражения в этом плане — мировосприятие и миропредставление. Тут создается теснее цельная картина мира, обозначается связь процессов и явлений, происходит фиксация их тождества и отличия. Впрочем на этом ярусе миропонимание ограничено огромнее чувственным навыком, нежели разумным мышлением, тут чувства и разум еще господствуют над рассудком. И только тогда, когда происходит отражение посредством представлений, формируется миросозерцание, способное вскрыть обоснованности и сущность явлений и процессов. Понятийное отражение — это самый глубинный ярус отражения, связанный с абстрактным мышлением и теоретическим знанием. Миропонимание на этом ярусе дозволено назвать миропониманием. Именно его и представляет философия. Таким образом, философия — это высший ярус и вид мировидения, это теоретически оформленное, системно-разумное мировидение. Она по самой своей сути призвана вскрывать разумный толк и общие обоснованности существования и становления мира и человека.

    Наконец, подметим еще один — исторический аспект разграничения философии и мировидения. Речь идет о том, что философия — это самый поздний в историческом плане вид мировидения, возникший позже мифа и религии. В связи с этим следует сказать, что социум теснее обходилось и, вообще говоря, может обойтись и без основанной на рассудке и мышлении философии, но тогда на ее место механически заступает миропонимание, представляющее либо мифологическое мироощущение, либо религиозное миропредставление, основанное на надежде в неестественные силы. История дает этому самые убедительные доказательства.

  2. lola2110 говорит:

    Мифология как исторически первая попытка человека понять мир и осознать свое место в нем, характеризуется отсутствием грани между реальностью и воображением. Миф — фантастический рассказ, который объясняет происхождение какого-либо явления природы или общественной жизни ссылкой не только на естественные силы и закономерности, но и на сверхъестественные. В мифах отражены важнейшие мировоззренческие вопросы: о происхождении мира, человека, природы, о жизни и смерти, о судьбе, о добре и зле. Мифы санкционировали нормы поведения, утверждали определенную систему ценностей, воспитывали людей. Они тесно были связаны с обрядами, пересказывались в фольклоре, передавались с помощью танцев, музыки, песни.

    С развитием человеческого общества мифология как мировоззрение утрачивает свои позиции в культуре, хотя и сегодня различные ее элементы востребованы массовым сознанием и оказывают определенное влияние на современную культуру. Более поздние формы мировоззрения — религия и философия — унаследовали от мифологии те же вопросы, но искали ответы другими путями.

Добавить комментарий

Войти с помощью: