Почему Москва третий Рим?
2 комментария к статье «Почему Москва третий Рим?»
ОбразованиеДалее »
Обзор распространенных методик об... Популярные методики обучения английскому...
Как студентам справиться с больши... Студенческая жизнь во все времена была очень...
Какие преимущества имеет высшее д... Хорошее образование в наше время просто...
Математика и олимпиадные задания ... Подготовка учащихся дошкольных образовательных...
Как поступить в хороший польский ... Высокий уровень образования – это далеко не...
Как выучить английский язык в Вор... Английский язык является одним из международных...
Первый Рим, думаю не стоит объяснять почему, это и есть сам вечный город в центре Аппенинского полуострова. После его падения под натиском варваров, новым «Римом», то есть городом резиденции императоров и патриархов, стал Константинополь. Византийская империя вполне обоснованно считала себя наследницей Римской на Востоке. Отсюда и логичный взгляд на Константинополь как на «второй Рим».
Москва же стала именоваться «третьим Римом» при Иване III, женившемся на племяннице последнего византийского императора Софии Палеолог. Примерно в это же время под натиском Османской империи пал Константинополь. Ортодоксальные христиане потеряли свой главный духовный центр и патриархию.
Появление в столице нашей родины резиденции патриарха, вместе с притязаниями Великих князей на преемственность их власти от римских и византийских императоров (царь — старославянский вариант произношения слова ceasar, то есть цезарь) и стали основаниями для придания Москве титула «третьего Рима».
Старец Псковского монастыря Филофей развивал эту мысль в своих письменных памятниках и посланиях Ивану Грозному. По его мнению падение первых двух «вечных городов» означает, что третий будет истинно вечным.
Таким образом, «Москва — третий Рим» — это религиозно-политическая доктрина, логически обосновывавшая преемственность власти русских царей и московского патриарха.
Москва — третий Рим — это теория, использующаяся для обоснования любого религиозно-политического значения той или иной страны. В России данная теория провозглашала существование Православной церкви под подкреплением государства. Это своеобразный символ спасения всего государства институтом российской церкви. В глазах граждан того времени «освобождение от монгольского ига, женитьба царя Ионна на Софии Палеолог, принятие царского титула и официального герба, устоявшийся способ титулования «были подтверждением данной теории.