Познание как предмет философского анализа?
2 комментария к статье «Познание как предмет философского анализа?»
ОбразованиеДалее »
Обзор распространенных методик об... Популярные методики обучения английскому...
Как студентам справиться с больши... Студенческая жизнь во все времена была очень...
Какие преимущества имеет высшее д... Хорошее образование в наше время просто...
Математика и олимпиадные задания ... Подготовка учащихся дошкольных образовательных...
Как поступить в хороший польский ... Высокий уровень образования – это далеко не...
Как выучить английский язык в Вор... Английский язык является одним из международных...
Одной из самых древних проблем философии является именно проблема познания. Пожалуй, одновременно с появлением самой философии человека стала интересовать возможность получения знаний о природе и мироздании. Это связано с тем, что человеком было обнаружено, что именно знания дают ему силу и отличают его от животных.
Практически вся деятельность человека направлена на получение тех или иных знаний. В связи с этим нельзя было не выделить особую отрасль философии, которая изучала бы знания и процесс познания. Этот раздел получил название «гносеологии». Очевидно, что это слово состоит из двух частей, которые означают «познание» и «учение».
Гносеология изучает природу процесса познания, его проблемы, саму возможность познания человеком окружающего мира. Кроме этого важными предметами изучения гносеологической науки являются изучение критериев истинности знаний, предпосылок познания и соотношения знаний и реальности.
Современная гноселогия допускает различные взгляды на проблему познаваемости мира. Основные из них можно выделить в следующие направления:
1. Основной подход, признающий возможность познания человеком и сущности вещей, и их выражения.
2. В соответствии с этим направлением признается невозможность познания сущности вещей. Познание может быть направлено исключительно на явления.
3. Подход, отрицающий возможность самопознания.
4. Относительная (релятивистская) концепция, постулирующая субъективность познания.
Подавляющее большинство философов признают познаваемость мира, однако существуют такие течения как скептицизм и агностицизм, имеющие иной взгляд.
Скептицизм в основе своей имеет сомнение. Суть этого течения в том, что сомнению подвергается существование внешнего мира и возможность его познания, кроме того сомнение признается принципом познания и всеобщим методом. В настоящее время Подобных взглядов придерживаются позитивисты и неопозитивисты, которые признают только знания, подтверждаемые опытом.
Агностицизм подразумевает в той или иной мере отрицание возможности познания мира. Кроме того отрицается существование абсолютной истины, а наука позволяет познавать лишь явления, но не сущность предметов. Некоторые неопозитивисты также имеют схожие взгляды, а также подобную точку зрения разделяют прагматики.
Современная философия познания строится на следующих принципах:
— мышление и бытие тождественны;
— процесс познания диалектичен,
— критерием истинности, а также основой, целью и движущей силой является общественная практика.
Исходя из этих принципов строится структура процесса познания, состоящая из субъекта, объекта, предмета и средств познания, а также из знаний как результата познания.
познание, в упрощенном виде, это есть, получение, знаний, о себе, об окружающей реальности, об устройстве вселенной, и так далее. Познание ndash; это, и процесс, и инструмент, человеческой психики, и цель многих людей, и вид деятельности, одновременно. Но с давних времен, не так уж мало, мыслителей, ставили, под сомнение, саму возможность познания, как такового.» Существовало даже отдельное философское течение, агностицизм, оно утверждало, что познание в принципе не возможно, так как человек слишком ограничен, в своих возможностях. Весь наш мир, это только сон бога, утверждали, философы идеалисты, он изменяется по его желанию, как же мы можем его познать? И как бы странно, не звучали в наше время, эти стародавние рассуждения,» они, получают порой, неожиданные, хотя и косвенные подтверждения. Например, утверждение квантовых физиков, согласно которому, наблюдатель в процессе наблюдения, влияет на объект или процесс наблюдения. Другие ученые утверждают, что картина реальности, данная человеку в восприятии, это только часть, реальной картины. Человек не может услышать звуки, ниже, или выше, определенных частот. Не может увидеть излучения, волна которых короче или длиннее, видимого спектра, много чего не может человек ndash; даже с помощью приборов. Как, например, человеческой психике адаптированной к существованию в трехмерном континууме, понять и представить, многомерные пространства, возможность которых обосновали математики. Но, несмотря на это наука, развивается, пусть и не так быстро как хотелось бы, выявляются объективные законы, бытия которые работают, не зависимо от внешних и других условий. Когда мы щелкаем выключателем, зажигается свет, а когда открываем кран, течет вода. Значит, познание все-таки существует? И тут первоочередной задачей философов, как представителей науки, которая, так или иначе, объединяет, и обобщает остальные научные дисциплины, является, анализ познания, выявление и формулировка необходимых требований, правил и закономерностей, необходимых для того, чтобы познание было, объективным наиболее полным, и конечно эффективным.