В чем заключается смысл науки как вида деятельности?
1 комментарий к статье «В чем заключается смысл науки как вида деятельности?»
ОбразованиеДалее »
Обзор распространенных методик об... Популярные методики обучения английскому...
Как студентам справиться с больши... Студенческая жизнь во все времена была очень...
Какие преимущества имеет высшее д... Хорошее образование в наше время просто...
Математика и олимпиадные задания ... Подготовка учащихся дошкольных образовательных...
Как поступить в хороший польский ... Высокий уровень образования – это далеко не...
Как выучить английский язык в Вор... Английский язык является одним из международных...
Наука представляет собой особую форму человеческой деятельности, предполагает такое взаимодействие и общение, которое требует от его участников специальной подготовки, следования определенным идеалам, нормам и правилам поведения.
«Нормативная регуляция, а также нормативная структура, этой научной деятельности образует собой предмет изучения в этике науки. Наличие норм и ценностей имеет большое значение для самоорганизации целого научного сообщества.
В этике науки условно можно выделить внутреннюю (профессиональную) этику и внешнюю (социальную) этику.
Среди современных ученых наиболее популярной считается концепция Мертона, представленная в работе «Нормативная структура науки» (1942год). В ней Р. Мертон дал подробное описание «этноса науки», под которым он понимает комплекс ценностей и норм, передающихся от поколения к новому поколению научных ученых и являющихся нужными для человека науки. Этот комплекс ценностей и норм относится к внутренней, профессиональной этике ученого и, с точки зрения Р. Мертона, строится во круг четырех основополагающих ценностей:
1. Универсализм -» это убеждение в том, что те изучаемые наукой все природные явления по всюду протекают одинаково и что истинность научных утверждений вынуждена оцениваться независимо от пола, возраста, расы, титулов, авторитета и званий тех, кто их делает, формулирует. Требования универсализма предполагает, в частности, что все результаты маститого ученого нужно» подвергать не менее строгой проверке и критики, чем результаты его молодого коллеги.
2. Общность ( в буквальном переводе — «коммунизм»), смысл которой в том, что все научное знание должно более свободно становиться всеобщим достоянием. Тот, кто его в первые получил, не в праве монопольно владеть им, хотя он имеет право на него претендовать, на достойную оценку сотрудниками, коллегами собственного вклада.
3. Незаинтересованность. Означает, что первичным стимулом деятельности ученого должен быть бескорыстный поиск истины, свободный от образов личной выгоды. Признание и вознаграждение должны разглядываться как возможное следствие всех научных достижений, они как цели во имя которой делаются исследования.
4. Организованный скептицизм. Ученый, в свою очередь, несет ответственность за отметку,оценку доброкачественности того, что было сделано его коллегами, и за то, что бы это отметка, оценка стала и достоянием гласности. Ученые опиравшиеся в своей работе на недостоверные данные, заимствованные, взятые из работ его сотрудников, коллег, неосвобождается от ответственности, если сам он не проверил точность используемость данных.
В отличии от профессиональной, научной» социальная ответственность ученых, реализуется во отношениях науки и общества между собой. Поэтому ее можно характеризовать как внешнюю (иногда говорят — социально) этику науки. При этом нужно иметь в виду, что в обычной, реальной жизни ученых проблемы внутренней и внешней этики научной, профессиональной и социальной ответственности ученых часто бывают тесно переплетены между собой.
Стремительное развитие науки и техники в 20 веке коренным образом изменила все сферы жизнедеятельности современного общества. Глобальных характер негативных последствий, порожденных научно-техническим прогрессом, привел мировое научное сообщество к осознанию необходимости пересмотреть проблему ответственности социальной ученого.
История исследования проблемы ответственности своими корнями уходит в 18 век где ответственность рассматривалась как публичная подотчетность власти и ограничения действий власти в отношении своих поданных. В 19 веке проблема ответственности поднималась в философском романтизме и представляла собой критическую оценку науки и индустрию. В середине 20 века обсуждение проблема, беда» социальной ответственности активно началось в среде ученых, занимавшихся ядерными исследованиями. Они стали говорить об необходимости информирования общественности о возможных негативных последствиях ядерной техники. С 70-х годов 20 века в связи с комплексным характером проблем современности (загрязнение окружающей среды, угроза ядерной войны и так далее). Под социальной ответственностью стали понимать этическую экспертизу научных проектов которые осуществляют ученые, для выяснения возможных негативных последствий для всего человечества и земли в целом.
Эффективное управление научно-техническим прогрессом, выполнение этической экспертизы, требует разделение задач и видов социальной ответственности условно можно выделить три вида ответственности:
1. Индивидуальную ответственность ученого в» сфере повседневной практики;
2. Коллективную ответственность специалистов за применение результатов научных исследований;
3. Гражданский контроль за внедряемыми результатами научных исследований в виде публичных обсуждений их возможность негативных последствий.
В 20 веке научно-техническая деятельность привела к значительному сокращению ресурсов планеты, к исчезновению многих видов растений и животных. В результате недостаточность ресурсов в слабо развитых странах стало причиной политических, экономических, этнических конфликтов и так далее. Рассмотрение проблемы этой социальной ответственности требует переосмысления мировоззренческих установок современной цивилизации, воспитание в духе экологического мышления. Выход из глобальных проблем человечество сможет найти, если поймет приоритетность научных исследований в области синергетики, космологии, теории информации, молекулярной биологии, трансперсональной психологии и другое.
Гуманитарное направленность исследования проблемы ответственности ученого в очередной раз подтверждает, что решение этических, а не технических проблем определяет будущее человечества.